Статьи врачей в БЛОГ

Нарушения речи. Часть 4

Поговорим о причинах нарушений речевого развития.
1️⃣Снижение слуха. При врождённой или приобретённой тугоухости нарушается первый этап речевого развития - восприятие языка.
2️⃣Нарушение закладки корковых центров моторной и сенсорной речи, либо их повреждение в раннем послеродовом периоде, либо замедление их созревания. Эти центры можно сравнить с компьютерным платами, в которых содержится программа, обеспечивающая координацию работы сенсорных речевых импульсов и моторных (т.е.в каком порядке напрягать и расслаблять звукообразующие мышцы, чтобы получить звуковую последовательность (фразу) заданного содержания). 🐢Чаще всего проблема в замедлении созревания речевых центров. Скорость развития этих центров генетически обусловлена. 🐉Возможно повреждение участков мозга, которым предстоит стать речевыми центрами, вследствие внутриутробной инфекции, постнатальной нейроинфекции, травмы или гипоксически-ишемического повреждения в период предречевого развития. Следует подчеркнуть☝️, что этим факторам непростительно часто придаётся большее, чем реальное, значение. 🍏Дело в том, что, всё-таки, нарушения закладки этих центров чаще всего являются генетически детерминированными. Важно понимать, что далеко не всегда будет прослеживаться связь нарушений речевого развития у родителей и детей. Мы помним о рецессивных генах, также возможно взаимовлияние генов (когда степень выраженности нарушений зависит от того, какие именно гены расположены рядом с заинтересованным), достаточно велик процент спонтанных мутаций ДНК в момент образования половых клеток. Описанные в пункте два нарушения будут приводить к развитию различных вариантов алалии.
3️⃣Если повреждены мозговые или периферические центры, ответственные за простое движение в звукообразующих мышцах (т.е.проблема с простыми движениями, а не с их последовательностью), то будет нарушено звукопроизношение, это будет называться дизартрией. Здесь внешние факторы играют гораздо большее значение, чем в предыдущем пункте. Правда, дизартрия будет в этом случае сочетаться с нарушениями больших движений (например, детским церебральным параличом). При нарушениях развития прикуса, мягкого и твердого нёба также развивается дизартрия.

Instagram: @neuronika_doc
Неврология