Статьи врачей в БЛОГ

Первый год жизни. Развитие ребенка

‼️Важно‼️- на темпы моторного развития ребенка влияет множество факторов, от относительно❗безобидных, например, инфекционные заболевания и в этом случае проблемы носят временный характер, до серьезной патологии головного мозга и ЦНС в целом (пороки развития, генетические синдромы), гипоксические поражения ЦНС и др.) Из самого названия "задержка психомоторного развития" (это синдром,а не диагноз) следует, что развитие ребенка ребенка можно разделить (условно) на составляющие - психическое и моторное. ✳️Разделим 1-й год жизни на периоды:
👉0-1 месяца - какие-то значимые моторные навыки отсутствуют, вся двигательная активность представлена безусловно рефлекторной деятельностью - стереотипными ответами на различные раздражители (прикосновение, звук, свет, перемена положения головы и/или тела в пространстве), зрительное и слуховое сосредоточение в ответ на появление в поле зрения движущихся/статичных предметов (ярких) или возникновение звуков (сосредоточение проявляется снижением двигательной активности), поза "фехтовальщика" при повороте головы в сторону (АШТР) или сгибание ручек и разгибание ножек при сгибании головы (СШТР), или разгибание ручек и ножек при сгибании головы (ЛТР, сохраняется при рождении у недоношенных) и множество других реакций оценку которых однозначно стоит доверить профессионалу (врачу)
👉 1-3 месяц - в этот период происходят изменения мышечного тонуса (постепенное снижение преобладающего тонуса сгибателей над разгибателями конечностей), формирование более сложных эмоциональных реакций (улыбка, смех, плач ), первые повороты набок, опора на предплечья в положении лёжа на животе, совершенствование контроля головы (к 3 мес хорошо удерживает, поворачивает в стороны вслед за движущимися предметами или на звук), четкое прослеживание взором.
👉3-6 месяцев - начинает переворачиваться со спины на живот и совершенствует этот навык, с живота на спину и совершенствует этот навык (могут перемещаться подобным образом по кроватке), хватают и удерживают предметы, тянутся к игрушкам (чем ближе возраст 6 мес.тем лучше навык), могут удерживать позу в положении сидя у опоры ЕСЛИ ПОСАДИТЬ (самостоятельно садится в этом возрасте в большинстве случаев не могут), могут вставать на четвереньки (реже) или поочередно опираясь то на ладони с опущенным тазом, то с приподнятым на коленях тазом и опущенным туловищем (чаще)
👉6-9 месяцев - лучше контролирует позу в положении сидя у опоры и в итоге начинает сидеть самостоятельно, встаёт на четвереньки и со временем начинает ползать (часто прослеживается этап "раскачивания" вперед-назад с "бросками" вперёд; часто начинают ползать сначала назад, а потом вперёд)
👉 9-12 месяцев - период активной вертикализации и перемещения в пространстве - встают и стоят (в большинстве случаев самостоятельно), делают первые шаги у опоры, а ближе к 12 мес самостоятельно (ходьба может появиться и позже и это тоже нормально), активно и хорошо ползают, садятся и сидят, хорошо вступают в контакт со знакомыми, в первую очередь с матерью, а с незнакомыми наоборот держаться настороженно (вплоть до яркой негативной реакции и плача), продолжает усложняться лепетная речь, появляются первые простые слова (их может быть всего 1-2 и это тоже нормально)
Если у вас есть сомнения по поводу моторного развития ребенка, лучше обратиться ко врачу, чтобы сделать правильный вывод, и уж никак не к соседке/подружке/кому-то ещё. Формирование моторных навыков у каждого ребенка идёт индивидуально, и описанные "умения" это лишь ориентиры, несоответствие которым еще не означает диагноз.

Instagram: @nevrolog_marietta
Неврология